По алфавиту: А-Б-В Г-Д-Е Ж-З-И К-Л-М Н-О-П Р-С-Т У-Ф-Х Ц-Ч-Ш Э-Ю-Я
Танцевальные термины
-
Раскрытие
Антоним группировки. Ноги расставлены как можно шире плеч, руки в стороны, позвоночник выпрямлен – вот что такое полное раскрытие. Мы открываемся, производя движение от себя.
-
Регетон (reggaeton, perreo)
Самый жаркий и самый откровенный танец, ставший за последнее время одним из самых популярных в танцевальных клубах как США, так и Европы (на равнее с сальсой (см. сальса)). Этот танец без сомнений можно отнести к категории «грязных» танцев, несмотря на то, что его можно танцевать и в «облегченных» (более скромных) вариантах, наполняя хореографией танцев улиц. Здесь главное – движение, максимально свободное и соответствующее жесткому характеру и темпу музыки. Так, база элементарна, а все тело двигается соответственно вашим умениям, эмоциям и фантазии. Никаких правил, никаких ограничений. Только музыка, страсть и движение.
-
Ритм
Одна из основных характеристик музыки и танца. Характеризуется чередованием звуков (музыка) или движений (танец) разной длительности. Разные фигуры в танцах имеют свой собственный, иногда довольно сложный ритм. Несоблюдение конкретного ритмического рисунка исполняемой фигуры и, особенно, несовпадение ритма музыки и танца являются самыми грубыми ошибками танцевания.
-
Роуп
Спиннинг – движение, когда партнер проводит партнершу вокруг себя, положив свою правую руку на нижнюю часть спины партнерши, левая рука партнера держит правую партнерши.
-
Роки
Движения, состоящие как бы из колебаний, качание вперед-назад, выполняемых как правило за счет переноса веса с одной ноги на другую.
-
Рочфор
Движение, при котором партнерша (партнер) по дуге по воздуху проносит ногу назад.
-
Румба (Rumba, Rhumba)
Танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с D класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 27 тактов в минуту. Афро-латиноамериканский танец, танцевать и чувствовать который довольно сложно, но невероятно интересно научиться. Поклонников этно и афро-стиля (барабанов, манеры движения, обыгрывания отношений между мужчиной и женщиной), желающих научиться владеть своим телом пластично и в ритм, румба, безусловно, заинтересует и даст очень многое для развития и совершенствования своих умений.
-
Самба (Samba)
Танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с F класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 50 тактов в минуту. Это горячие ритмы невообразимо ярких бразильских карнавалов, быстрые и зажигательные движения тела, вводящие в транс завораживающие тряски.
-
Сальса (Salsa)
Бесспорно, самый известный и популярный, самый любимый и притягательный, при этом самый сложный как по базовому шагу, так и по хореографии танец. Поклонников сальсы можно найти по всему миру – сальса не знает границ и объединяет людей разных национальностей движением души. Удивительно, но, пожалуй, невозможно найти двух одинаково танцующих партнеров, ведь сальса – это невероятные вариации базового шага и поворотов, это творчество каждого и часы, проведенные в тренировочном зале и на танцплощадке. Здесь ценится все – и техника, и раскрепощенность тела (владение им), и подача себя, и многообразие приколов и «наворотов», и чувство партнера, и умение вести (в случае партнерши – умение быть ведомой: мягкой и послушной), и эмоциональность, и страсть, и зажигательность, и хореография, и соответствие танца музыке и многое другое. Главное – желание, увлеченность, упорство, хорошая база, практика и, конечно, ощущение души танца. 5 основных стилей сальсы: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, стиль Фелиппе Поланко, Пуэрто-Рикано, Кумбия. По большому счёту, условно делят сальсу на два основных направления – стиль cross-body lead (CBL/XBL) и Dile Que No (DQN).
-
Сброс
Расслабление «сбрасываемой» части тела в том положении, которое предусмотрено постановкой.
-
Свэй
Отклонение корпуса в направлении центра поворота или внутренней стороны изогнутых фигур, которое возникает от лодыжек вверх и служит для улучшения баланса и для эффекта. В некоторых фигурах используется Свэй, который ощущается от талии вверх – его иногда называют – "Ломаный свэй".
-
Свинг
Действие, когда какими-либо частями тела создается замах, который дает энергию для дальнейшего движения, так же как в маятнике. Бывает маятниковый, метрономный, вращательный (сторонами), поперечный (боковой).
-
Свивл
Переводится как шарнир, танцор поворачивается на ступнях (ступне), как на шарнирах.
-
Сеньоры (С)
Возрастная категория, танцор должен быть от 35 лет и старше.
-
Скольжение
Перемещение практически без отрыва ног от пола. Когда вы скользите, держите ноги «в тонусе», иначе вместо скольжения получится приволакивание.
-
Смена ног
Ноги обычно меняют, для того чтобы перейти от фигур выполняемых с одноименных ног к фигурам с разноименных ног или наоборот. Есть несколько способов смены ног.
-
Снижение
Понижение опорной стопы с носка на каблук и последующее сгибание коленей в начале следующего шага.
-
Спот
Повороты на месте. В латине – повороты на трех шагах – самостоятельные повороты танцоров вокруг себя без контакта с партнером (партнершей).
-
Спрыг и соскок
Когда мы говорим о спрыге и соскоке, имеется в виду небольшой прыжок на месте, часто с изменением положения тела. Например, спрыг с одной ноги на две: при выполнении этого движения мы отталкиваемся ногой, которая стоит на полу (опорная нога), а приземляемся на обе ноги.
-
Стандарт
См. Европейская Программа.
-
Счет
Немаловажное понятие, без которого трудно разобрать танец на составные части. Чтобы просчитать музыку, нужно услышать ритм. Легче всего это сделать, слушая ударные инструменты. Подстраиваясь под их ритм, начните отсчитывать счет. Обычно на восемь счетов приходится одна строчка куплета песни. Существуют и более точные способы разбить музыку на квадраты (четыре счета) и восьмерки. Но чтобы танцевать «в такт» не обязательно получать академическое музыкальное образование, достаточно следовать ритму. Считайте от одного до восьми: восемь счетов – это восьмерка, ей соответствуют восемь положений тела, восемь точек, которые могут быть фиксированными или проходящими.
-
Тайм степ
Буквально это слово переводится как такт, однако можно перевести и как "ритмичное шагание", то есть вы не делаете никаких специальных фигур, а просто переступаете в ритм музыки.
-
Танго
Танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с D класса. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 33 такта в минуту.
-
Танец
Это движение, положенное на музыку. Танцы можно условно разбить на две категории: релаксация (танец для себя) и профессиональный танец (для других). В первом случае мы позволяем телу двигаться как угодно, не особо интересуясь траекторией движения. Мы двигаемся, расслабляемся, отдыхаем ото всего, просто «колбасимся» под хорошую музыку. Второй вид танцев призван производить впечатление и предполагает четко отработанные движения. Об этом танце мы говорим как о постановочном танце, или постановке.
-
Танцевальная комбинация
Нечто среднее между связкой и композицией, обычно ее продолжительность составляет 1—2 восьмерки.Танцевальные элементы выполняются либо в классическом варианте, приближенном к балетной технике, либо в варианте модерн.
-
Танцевальная композиция
Это полностью поставленный танец, он может быть как «длиной в песню», так и короче. Обычно танцевальная композиция длится от 1,5 до 5 минут.
-
Танцевальная связка
Это несколько танцевальных движений (3—5), разучив которые, впоследствии можно использовать как элемент постановочного танца или как вставку в произвольной комбинации.
-
Танцевальный класс
Это категория, определяющая мастерство танцора в бальных танцах. Есть следующие официальные классы: Е, Д, С, В, А, S, M, где Е – начальный класс для возрастных групп юниоры и дети и Д – начальный класс для возрастных групп молодежь, взрослые и сеньоры. Также федерация позволяет вводить регионам дополнительные классы для начинающих Н и\или "хобби-класс". S и M классы являются международными классами. Новый класс присваивается танцорам, набравшим необходимое количество очков. После В класса очки по латине и стандарту набираются отдельно (до этого вместе). S и М классы присваиваются не только по набранным очкам, но и по успешному выступлению в чемпионате России или "Рашен Опен". Бывает два вида соревнований по определенному классу мастерства и по открытому классу (любой класс мастерства).
-
Телеспин
Фигура в латиноамериканской программе бальных танцев.
-
Темп
Одна из основных характеристик музыки, ее скорость. Измеряется количеством тактов либо количеством ударов в минуту. Разные танцы имеют разный темп. Самый медленный танец — румба (27 тактов в минуту). Самые быстрые — пасодобль (62 такта в минуту) и венский вальс (60 тактов в минуту).
-
Техничность
Одна из главных характеристик танца. Характеризует качество движений. Чем оно выше, чем виртуознее владение телом, тем выше техничность. Излишняя концентрация на техничности грозит утратой эмоциональности и может привести к механистичности исполнения.
-
Точка
Положение тела. Для того чтобы непрерывное и, порой, достаточно быстрое движение можно было разучить в замедленном темпе, танец рассматривается как ряд поз, соединенных промежуточными движениями, каждая из которых называется точкой. Если в одной из точек происходит остановка, она называется фиксированной точкой. Если остановки нет или она взята условно для того, чтобы понять, через какие промежуточные стадии происходит движение от одной фиксированной точки к другой, мы говорим о наличии проходящей точки, то есть положении тела, в котором мы не задерживаемся.
-
Трюки
Нередко в постановочном танце есть кульминационный, пиковый момент. Это момент, в который танец наиболее насыщен эмоционально и технически. Именно в кульминационный момент выполняются трюки – технические элементы повышенной сложности. В определении того, что считать трюком, а что нет, единой для всех направлений классификации не имеется. Некоторые танцевальные направления, например, брейк, можно считать сплошным непрерывным трюком, а в каких-то категориях танцев высокий бросок ноги в сочетании с поворотом – уже трюк.
Швейные термины
-
Разутюживание детали или шва
Технологический термин, обозначающий раскладывание припусков ткани на шов или складку на две противоположные стороны и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки.
-
Раскеп
Участок отложного воротника от конца (от внешнего угла) до линии перегиба. Также участок, место, где соединяются воротник и лацканы в изделиях с отворотами (пиджачного типа).
-
Раскладка лекал
Схема расположения лекал деталей швейного изделия. Может быть однокомплектной и многокомплектной.
-
Раскрой материала
Разрезание материала (настила), вырезание и вырубание деталей швейных изделий и их частей в соответствии с конструкцией изделия.
-
Рассекание настила
Технологический термин, обозначающий разделение настила на части, предназначенные для дальнейшего раскроя.
-
Расстрачивание шва
Технологический термин, обозначающий прокладывание строчек на деталях для закрепления припусков шва, складки, направленных в противоположные стороны.
-
Раструб
Расширение в виде воронки на предмете или детали; расширяющаяся часть одежды (например, рукава с раструбом).
-
Реглан
Покрой рукава, названный по имени английского генерала Реглана, для которого была сшита одежда с рукавами такого фасона, чтобы замаскировать поврежденное плечо. Также фасон одежды, у которой рукав составляет одно целое с плечевым участком изделия.
-
Рельефные швы
Швы, сделанные на поверхности неразрезанного материала, а также соединительные швы, имеющие декоративное значение. Рельефные швы могут быть выполнены с вытачками и без них, на лицевой стороне детали или на изнаночной, заутюженными на ребро или приутюженными.
-
Рюш
Полоска ткани, по середине собранная в сборку или заложенная в складки. Выкраивается по косой или поперечной нити. Идет на отделку платьев, блузок и т.п.
-
Смётывание деталей
Временное ниточное соединение двух или более деталей швейного изделия.
-
Спинка
Задняя деталь швейного изделия цельновыкроенная или состоящая из частей.
-
Стачивание деталей
Ниточное соединение деталей швейного изделия по совмещённым краям.
-
Стеклярус
Ломаные, рубленные из стеклянного прута пронизки, не скругленные.
-
Стойка воротника
Вертикально расположенная часть воротника, оформляющая отгибающуюся часть воротника.
-
Страз
Искусственный драгоценный камень; стекло для имитации драгоценных камней, подцвеченное металлическими оксидами. Используется для украшения одежды и аксессуаров.
-
Сутаж
Вид тонкой тесьмы, служащей для отделки одежды, для макраме и пр.
-
Сутюживание деталей
Уменьшение линейных размеров деталей швейного изделия на отдельных участках посредством влажно-тепловой обработки для придания желаемой формы.
-
Талия
Наиболее узкая часть туловища между грудью и бедрами. Так же называется и часть верхней одежды, прилегающая к этому месту.
-
Тачать
Устаревший термин в портновском деле: шить сквозной строчкой (тачать одежду). Отсюда — стачать, притачать, обтачать детали и т. д.
-
Тесьма
Узкое плетеное или вязаное плоское изделие из хлопчатобумажной, штапельной, вискозной пряжи и текстурированных нитей. Используется для отделки, окантовки деталей одежды, а также для завязывания, скрепления чего-либо.
-
Топ
Легкая блузка, майка предельно простой формы на бретельках, которые могут по-разному завязываться: на плечах, на шее, перекрещиваться на спине, на груди.
-
Трафарет
В швейном производстве это полотно крафт-бумаги или клеенки, на котором по контурам лекал в раскладке пробиты отверстия. Его используют при раскрое материалов для изделий, фасоны которых длительное время не изменяются.
-
Туника
В современной моде — нечто среднее между платьем и блузкой свободного кроя: для платья она коротка, для блузки — длинновата. Носят тунику чаще поверх брюк, иногда поверх платья.