Столкновение на соревновании – одна из самых неприятных ситуаций в нашем, изначально светском действе. В наши дни, когда бальные танцы являют собой спортивное состязание, проблема столкновений на паркете становится насущной, потому что спортсмены всего мира, прежде всего, руководствуются олимпийским девизом: “Быстрее, Выше, Сильнее”. Спортивный азарт и желание победить, эмоциональное возбуждение и “запах” адреналина делает людей зачастую “слепыми”, неспособными реально оценить ту или иную ситуацию. Разумеется, спорт без риска не возможен. Тогда приготовьтесь к “издержкам производства” в виде нелепых травм и ушибов, переломов и вывихов, которые вряд ли предадут нашему виду спорта привлекательность и популярность.
На мой взгляд, особо опасными столкновения бывают в Европейской программе танцев. Здесь, как правило, один из партнеров двигается спиной, а другой может не увидеть ситуации, которая складывается впереди. Здесь скорость и инерционность поступательного и вращательного движения пары, как единого целого, очень высока. Здесь часто бывает сложно, а чаще, просто невозможно изменить направление движения, учитывая “габариты” пары. Очень часто танцоры-спортсмены получают травмы и в латиноамериканской программе.
Согласитесь, что особое восхищение вызывает тот дуэт, который умеет ловко, не теряя в качестве и силе движения, выходить из любой сложной ситуации. Англичане назвали это искусство – “floor craft”, дословно – “владение паркетом”. Давайте рассмотрим некоторые основополагающие пункты, которые обязан знать любой танцор, выходя на соревнование по танцевальному спорту.
Правила движения на паркете.
- Все пары, танцующие в зале, должны двигаться в одном направлении, вдоль Линии Танца, против “часовой стрелки”.
- В европейской и латиноамериканской программе танцев, пары должны двигаться по своей половине зала (подобно тому, как двигаются автомобили при правостороннем движении), не пересекая центральную линию зала (мысленно проведенную разделительную полосу).
- При движении спиной Мужчина обязан убедится, что его пара не помешает своим, зачастую активным движением другим парам.
- Во время исполнения танца по возможности не останавливайтесь на Линии Танца. В крайнем случае, постарайтесь как можно скорее покинуть паркет, если обстоятельства вынуждают вас остановиться.
- Пропустите вперед динамично движущуюся пару.
- Не двигайтесь по возможности в то место зала, где пара исполняет фигуру-линию.
- Будьте взаимно вежливы на паркете.
Построение хореографии.
Одним из основных условий безопасного движения в танцевальном зале является правильное построение хореографии, которую исполняет пара. Хореография должна отвечать следующим основным требованиям:
- Хореография должна быть “разложена” по залу так, чтобы танцевальная пара легко перемещалась вдоль каждой стороны зала, двигаясь вдоль Линии Танца.
- В хореографии недопустимо пересечение танцевального зала из одного угла в другой по диагонали через центр зала.
- В хореографии должно быть минимальное количество фигур исполняемых против Линии Танца.
- Если столкновение неизбежно, то в данной ситуации партнер должен проявить свои мужские качества: будет лучше, если столкновение примет на себя именно он, подставив свою спину или бок, но ни в коем случае не партнерша.
- Постарайтесь уберечь ее от столкновения. Закройте от удара ее голову руками. Она будет благодарна вам, и оценит ваш поступок.
- Лучше, если вы постараетесь аккуратно остановить двигающуюся на вас пару рукой (руками). Но ни в коем случае не отталкивайте своих соперников на паркете (за не спортивное поведение могут дисквалифицировать).
Если столкновение произошло, то постарайтесь сохранить душевное и физическое равновесие. Улыбнитесь паре, с которой вы столкнулись, а если столкновение произошло по вашей вине, извинитесь, помогите встать, если один из партнеров упал. Просто будьте вежливы и помните, что “люди относятся к Вам так, как относитесь к ним Вы”. Самое нелепое и непростительное столкновение – столкновение с парой, исполняющей фигуру-линию на месте.
- Учитесь маневрированию на паркете на танцевальных практиках. Старайтесь как можно чаще практиковаться в зале, где работает много танцевальных пар.
- Учитесь менять хореографию, как в европейской, так и в латиноамериканской программе. Преподаватель-тренер обязан показать Вам и научить Вас некоторым фигурам, помогающим безболезненно менять Вашу хореографию. Не танцуйте постоянно одну и ту же хореографию.
- Учитесь на примерах других пар избегать столкновений и берите на вооружение эти приемы.
- Партнеру необходимо всегда знать свое место на площадке, обладать им, уметь предвидеть ситуацию, научится чувствовать спиной, прислушиваться к сигналам своей партнерши.
Автор – Андрей Дементьев